На этой неделе Украину посещает целый десант европейских политиков, не утихают заявления о возможном начале мирных переговоров, что сопровождается манипуляциями как со стороны России, обещающей ударить “Орешником” по Киеву, так и намеками украинской стороны о восстановления статуса ядерной державы. Что все это означает и каким образом влияет на безопасность в балтийском регионе, в студии “Интервью недели” прокомментировал специалист в сфере безопасности Райнер Сакс.
Для начала Райнер Сакс описал нынешнее положение дел на фронте, где идут ожесточенные бои. Инициатива сейчас в руках России, которая атакует с октября 2023 года. В основном в южной части: с донецкого направления в сторону Запада. В других областях давление чуть меньше, однако очевидно движение в сторону Харькова. Отдельной историей остается Курская область, где 600-700 квадратных километров остаются под контролем Украины, и российские власти пытаются ее оттуда выдавить.
Одной из главных новостей прошлой недели стало использование баллистической ракеты “Орешник”, которая, по словам Сакса, не является новым оружием: “Это переработка уже имевшейся ракеты, предназначенной для переноса ядерной бомбы. То есть она может нести как обычную взрывную боеголовку, которая была сброшена на Днепр, так и ядерную”.
Слова Путина о том, что “Орешник” может быть отправлен в сторону Киева, Сакс объяснил это простым запугиванием. “Дело в том, что Киев очень хорошо защищен ПВО, – сказал он. – Там есть как система “Патриот”, так и немецкие и французские системы. На самом деле, запуск такой ракеты по Киеву России невыгоден, поскольку если эту ракету там уничтожат, это станет имиджевой потерей для РФ. И такие риски России не нужны”. Более того, таких ракет могли произвести максимум три-четыре штуки: “Это все же элемент психологической войны”.
В то же время аналогичные элементы психологического давления использует и Украина, например, заявляя, что может создать ядерную бомбу, а в американских СМИ пишут, что пока еще действующий президент США Джо Байден может передать ядерное оружие Украине. В Белом доме от этих заявлений открестились, однако тема ядерного оружия вновь оказалась на повестке дня.
“Я думаю, что в украинских СМИ появились так называемые спекуляции образованных людей, – объяснил Сакс. – Офис президента Украины от этого дистанцировался, поэтому я считаю, что это тоже своего рода психологическая атака, чтобы вовлечь Россию в ядерный шантаж и показать, что Украина тоже на что-то способна”. Кроме того, своеобразное послание сделано и США, чтобы там учитывали, что Украина просто так не сдастся, и она тоже может себя защищать очень радикальными методами.
Рассуждая о том, что могли предложить Украине европейские политики, в массовом порядке отправившиеся на этой неделе в Киев, Сакс отметил, что несмотря на проблемы внутри, например, Германии, канцлер Олаф Шольц заверил Зеленского в продолжении помощи Украине. То есть, внутриполитические процессы в европейских странах не должны повлиять на ситуацию – все обещают продолжать помогать.
Насколько вероятно начало мирных переговоров? “К сожалению, я не могу четко ответить на этот вопрос, – признался специалист в сфере безопасности. – Мирные переговоры можно начать, если обе стороны – Украина и Россия – посчитают, что больше не могут достичь своих целей военными средствами. Украина пару раз об этом уже говорила, что нужно подключать дипломатические каналы”.
Определенные намеки на это имеются и со стороны России, но, уверен Сакс, РФ никогда не признает это публично, поскольку на официальном уровне заявляется, что поставленные задачи должны быть выполнены: “Однако есть предпосылки считать, что России не так легко продолжать эту военную деятельность. И сейчас интенсивные атаки на фронте направлены скорее на то, чтобы занять более выгодные позиции перед тем, как Дональд Трамп станет президентом США”.
На вопрос о том, каких действий все же следует ожидать от Трампа, Сакс сказал, что избранный глава государства уже отошел от громких заявлений предвыборной кампании: “Я думаю, он сам понятия не имеет, что будет делать. Он формирует свою команду. На повестке у него три проблемы: Украина, Ближний Восток и Северная Корея”. Есть и определенные договоренности между Байденом и Трампом, чтобы новый глава государства не начинал свой срок с радикальных решений.
Одним из важных вопросов последнего времени вновь стал вопрос, есть ли возможность пригласить Украину в НАТО и разместить натовские войска на ее территории. “Никакого приглашения в НАТО Украина сейчас не получит, а размещение войск возможно в двух случаях: первое, что вероятнее всего в начале 2025 года, это переведение инженерно-технических войск на территорию Украины, чтобы обеспечивать уход за западной техникой. А вторая возможность – разместить войска для гарантий перемирия. Но до этого еще далеко”, – заявил Сакс.
Но к чему должна быть готова Эстония на фоне всех этих процессов? “Тут действует один очень простой принцип: мы члены НАТО. Коллективная защита НАТО означает и ядерное вмешательство, в чем Россия не заинтересована. Но это не означает, что Эстония не должна ничего делать для обеспечения собственной безопасности. Чего я не вижу сейчас, так это непосредственной угрозы безопасности Эстонии”, – ответил Сакс.
Он отметил, что можно, конечно, собрать какой-то сценарий: “Но если эстонские политики будут сохранять здравый смысл и делать ничего ненормального, то не нужно беспокоиться о безопасности Эстонии. По крайней мере, в течение ближайших лет”.